Защита прав потребителей
Информационный сайт "Защита прав потребителей"
В целях обеспечения населения Свердловской области своевременной информацией о качестве и безопасности продовольственных товаров, состоянии конъюнктуры товарных рынков и услуг Свердловской области, а также оказания компетентной правовой помощи в защите интересов потребителей в 2011 году создан областной информационный сайт «Защита прав потребителей» (www. potrebitel66.ru).
Основной раздел сайта содержит базу данных результатов проверок хозяйствующих субъектов, проведенных Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в сфере товарного рынка.
Данный информационный ресурс позволяет получить сведения о результатах проверок конкретного места торговли, производителя, наименования продукции.
Такой формат предоставления информации дает возможность потребителю:
- отслеживать качество товара именно в том магазине, покупателем которого он является;
- ознакомиться с ситуацией в наиболее посещаемых магазинах своего города;
- сориентироваться в широком ассортименте представляемой на прилавках продукции и выбрать производителя, наиболее отвечающего предъявляемым покупателем требованиям.
Кроме того, сайт «Защита прав потребителей» содержит подразделы: «Новости», «Законодательство», «Бланки и документы», «Куда обратиться», «Колонка государственной информации» и другие.
В целях развития информационного сайта и разрешения более полного круга вопросов, возникающих у жителей области в сфере строительства, финансовых, медицинских, образовательных и туристических услуг, жилищно-коммунального хозяйства, заключены соглашения по размещению информации на сайте с органами государственной власти и общественными организациями:
- Управлением государственного строительного надзора Свердловской области;
- Региональной энергетической комиссией Свердловской области;
- Управлением Россельхознадзора по Свердловской области;
- УМТУ Росстандарта;
- Управлением Государственной жилищной инспекции по Свердловской области;
- Ассоциацией Уралпищепром;
- МБУ «Центр правозащиты»;
- Екатеринбургским обществом защиты прав потребителей;
- Информационно-туристическим центром Свердловской области;
- СРОО «Областной потребительский контроль»;
В настоящее время обеспечен административный доступ администрации каждого муниципального образований Свердловской области для оперативного информирования населения по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, а также защиты прав потребителей.
С 24 муниципалитетами Свердловской области заключены соглашения об информационном взаимодействии для обеспечения работы сайта «Защита прав потребителей Свердловской области».
Принятые меры позволяют обеспечить доступность информации не только для жителей Екатеринбурга, но и основной части населения Свердловской области.
В 2014 году в рамках реализации «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013г. № 1285-ПП, для населения Свердловской области создана мобильная версия сайта «Защита прав потребителей»: «pda.potrebitel66.ru»
В настоящее время разработано и утверждено 7 методических
рекомендаций (https://www.rospotrebnadzor.ru/sanitary_rules/polnye-teksty-dokumentov.php), по:
организации общественного питания населения;
условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих
пищевую продукцию;
воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению детей;
отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры;
условиям труда;
условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих
выполнение отдельных работ и услуг;
содержанию территорий населенных мест.
Также разработаны иллюстрированные пособия (https://www.rospotrebnadzor.ru/sanitary_rules/prezentatsii.php) по наиболее
актуальным вопросам реализации санитарных правил и нормативов на практике:
пищевая безопасность;
санитарная безопасность коммунальных услуг;
санитарная безопасность для медицинских и аптечных организаций;
санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
санитарная безопасность к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукции.
Учитывая вышеизложенное рекомендую довести информацию до заинтересованных лиц (рассылка, совещания, семинары и иные формы), а также разместить методические рекомендации и иллюстрированные пособия в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации (далее – официальный сайт Администрации), в том числе в разделе «Защита прав потребителей».
Дополнительно информирую, что в целях формирования рейтинговой оценки общего уровня защищенности граждан в сфере потребительского рынка товаров, работ и услуг Свердловской области в Рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей – 2021, необходимо на официальном сайте Администрации актуализировать раздел «Защита прав потребителей» (разместить актуальный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение защиты прав потребителей в муниципальном образовании, разместить образцы бланков и заявлений, контактные телефоны и иную информацию, направленную на помощь потребителям).
О деятельности недобросовестных компаний, предоставляющих юридические услуги
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области и консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в очередной раз предупреждают граждан о недобросовестной деятельности в сфере предоставления юридических услуг.
С 2016 г. участились случаи поступления обращений граждан на действия юридических компаний, действующих на территории Свердловской области и оказывающих дорогостоящих юридические услуги.
Потребитель видит телефон юридической компании в «бегущей строке» в общественном транспорте или находит его в сети Интернет (через поисковые системы Яндекс, Googleпо слову «Роспотребнадзор» в результатах поиска на первых местах не официальные сайты органов и учреждений Роспотребнадзора, а обезличенные сайты данных фирм с указанием только телефонных номеров; нередко на сайте размещена эмблема Роспотребнадзора или иная информация, которая свидетельствует о якобы принадлежности компании к государственным органам, программам и пр. – например, ссылка на закон «О бесплатной юридической помощи»; потребителю предлагается ввести свой номер телефона, чтобы ему перезвонил специалист). Далее гражданин обращается за бесплатной консультацией, которая потом становится платной (поскольку якобы в процессе консультации возникли дополнительные сложности и действия). Далее вне зависимости от перспектив разрешения проблемы потребителя ему сообщается о том, что потребитель прав и спор разрешится в его пользу со 100% вероятностью (фирмы берутся даже за абсолютно бесперспективные вопросы – без учета норм законодательства и складывающейся судебной практики; ситуация, в конечном итоге, разумеется, разрешается не в пользу гражданина). В договор включатся максимальный состав услуг (включает подготовку жалоб в различные органы, не имеющие отношения к проблеме); важнейшие услуги, напротив, не включаются (например, представительство в суде) - о них сообщается устно, но в связи с отсутствием в предмете договора в дальнейшем потребителю в их предоставлении отказывают.
При этом вознаграждение, которое берут данные фирмы, является достаточно высоким – в среднем от 20 до 60 тыс. рублей.
Иски, заявления готовятся крайне некачественно (состоят из бессистемных цитат нормативных правовых актов, зачастую не имеющих отношение к проблемной ситуации), часто – с нарушением установленных сроков. Акты о надлежащем оказании услуг подписываются сразу, в связи с чем ненадлежащее оказание услуг доказать проблематично. При отказе от договора компании не возвращают деньги.
Управление также отметило, что с середины 2016 года в адрес Управления массово поступают обращения граждан, подготовленные данными фирмами и содержащие вопросы, которые не могут быть разрешены органами Роспотребнадзора (изменение договора, возврат денежных средств в связи с недостатками в товаре (работе, услуг), нарушение сроков оказания услуг и пр.). В данной ситуации потребителям требуется консультация, помощь в составлении претензии, искового заявления. Кроме того, те жалобы, которые готовят данные компании, не учитывают требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - чтобы обращение о нарушении прав потребителя могло стать основанием для проведения проверки, гражданин должен сначала соблюсти претензионный порядок.
Данные обстоятельства еще раз подтверждают низкую квалификацию «юристов», работающих в данных фирмах, которая абсолютно не соответствует завышенной стоимости данных услуг.
С проблемой деятельности таких организацией сталкиваются не только потребители, но и предприниматели, особенно, малый бизнес. Предприниматель, не имеющий в штате собственного юриста, нередко обращается за помощью в данные компании, и также сталкивается с ненадлежащим ее оказанием.
Управление рекомендует:
- крайне взвешенно подходить к вопросу заключения договора об оказании дорогостоящих юридических услуг, знакомиться с отзывами о компании в сети Интернет. Не доверять компаниям, предоставляющим 100% гарантии разрешения спора;
- не подписывать акт об оказании услуг до их фактического оказания;
- взвешенно подходить к заказу некоторых услуг.
Управление также обращает внимание граждан на то, что любые предоставляемые исполнителем услуги и гарантии должны быть отражены в договоре.
В случае, если Вы столкнулись с нарушением своих прав, для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя в каждой конкретной ситуации, в том числе, о порядке досудебной или судебной защиты прав потребителей, порядке и перспективах подачи жалобы в органы Роспотребнадзора и иные органы государственной власти, можно обращаться к квалифицированным специалистам, в том числе, в консультационные пункты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (г.Екатеринбург, ул.Московская, 49, тел. 272-00-07; пер.Отдельный, д.3, тел 374-14-55) (адреса консультационных пунктов на территории Свердловской области – на сайте https://кц66.рф/); специалистам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в сфере защиты прав потребителей, в том числе, МБУ «Центр правозащиты» (г.Екатеринбург, ул. Малышева, 31а); в общественные организации (адреса общественных организаций, которые входят в Консультационный совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Управлении, можно найти также на сайте Управления в разделе «Документы» / «Документы Консультационного совета по взаимодействию с общественными организациями»).
ССылка на раздел "Защита прав потребителей" официального сайта Управления Роспотребнадзора по Свердловской области:(http://www.66.rospotrebnadzor.ru/522)
Информация о результатах лабораторных исследований
пищевых продуктов в 2014 году
В 2014 году в рамках реализации подпрограммы 3 «Развитие потребительского рынка Свердловской области» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка» проведены лабораторные исследования 320 проб пищевых продуктов, реализуемых на территории Свердловской области, из которых признаны неудовлетворительными – 164 пробы (51%).
Лабораторные исследования проводились ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», в соответствии с государственным контрактом № 0162200011814000010-0244459-02 от 3 апреля 2014 года.
В рамках государственного контракта было закуплено 320 проб пищевых продуктов, из них неудовлетворительных проб – 159 (50%), в том числе исследовано:
- масла из коровьего молока - 50 проб, из них 35 неудовлетворительных (70%);
- молока цельного питьевого пастеризованного - 30 проб, из них 12 неудовлетворительных (40%);
- сметаны - 30 проб, из них 16 неудовлетворительных (53%);
- творога - 30 проб, из них 23 неудовлетворительных (77%);
- колбасных изделий - 50 проб, из них 26 неудовлетворительных (52%);
- мяса птицы - 30 проб, из них 24 неудовлетворительных (80%);
- пива - 50 проб, из них 15 неудовлетворительных (30%);
- вина - 30 проб, из них 7 неудовлетворительных проб (23%);
- коньяка - 20 проб, из них 6 неудовлетворительных (30%).
Особую озабоченность вызывают выявленные факты присутствия на потребительском рынке фальсифицированной продукции (умышленно измененной или поддельной).
Признаки фальсификации более двух раз в 2014 году были выявлены в продукции следующих изготовителей:
в колбасных изделиях (ГОСТ)
ОАО "Царицыно" (г. Москва)
ОАО "ЧМПЗ" Черкизовский мясоперерабатывающий завод (г. Москва)
ООО "Доброгост" (г.Екатеринбург)
ООО "Калинка" (г. Челябинск)
ООО МПК "Ромкор" (Челябинская обл.)
в масле сливочном (ГОСТ):
ООО "Росмасло-2001"г.Екатеринбург)
Протоколы с отрицательными результатами исследований пищевых продуктов направлены в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области с целью принятия административных мер к недобросовестным изготовителям и продавцам, предусмотренных полномочиями службы.
Кроме того, для населения Свердловской области подготовлена информационная листовка:
В рамках реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013г. № 1285-ПП, подготовлены листовки для населения, содержащие информацию о действии областного сайта «Защита прав потребителей» (potrebitel66.ru), а также данные об изготовителях пищевых продуктов, в результате лабораторных исследований которых, в 2015 году были неоднократно выявлены признаки фальсификации.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2021 ГОДУ»